Виртуальный мир — предел социальной эволюции планетарного человечества? | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

«Виртуальная реальность есть фундаментальная закономерность мироздания, но выявляется она только посредством человеческого разума». Алексей Яшин

В 2022 г. под эгидой Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта (ИИ) и когнитивных исследований был опубликован сборник статей, посвящённый обсуждению различных аспектов использования систем ИИ в различных областях жизнедеятельности человека(1). Рассматривая глобальную цифровизацию как антропологический вызов, академик Владимир Лекторский отметил, что без неё не мог бы существовать современный человек, который «настолько погружён в виртуальную цифровую реальность, что не представляет себе иной жизни».

На его взгляд, проблемы, возникающие в связи с цифровизацией, настолько серьёзны, что заставляют думать о том, что мы стоим перед лицом экзистенциального вызова. В рецензии на эту книгу известный специалист в области информационно-психологической безопасности Владимир Лепский сделал вывод, что цифровизация — это одновременно и антропологическая революция, и антропологическая катастрофа(2). Поскольку цифровизация является технологической основой виртуализации социума как базового инструмента расчеловечивания, обстоятельно исследованного биофизиком Алексеем Яшиным(3), то можно говорить о цифрофрении (термин А.Яшина, — В.Е.), которой подвержены даже дети, с ясельного возраста значительную часть времени проводящие в «обществе» гаджетов. Он полагает, что цифрофрения всё более вытесняет аналоговое мышление, а виртуализация коллективного разума и суммарной памяти человечества представляет собой завершение биоэволюции человека и переход к самоосознающему информационному глобальному интеллекту: «В коллективном разуме цифровая основа мышления напрочь уничтожает интуицию и особенно инстинкт, характерные для человека биосферного, оставляя только оцифрованный интеллект». Согласно разработанной им парадигме перехода к ноосфере, эволюция мышления завершается в ноосфере достижением планетарного коллективного разума, оформленным в глобальном техническом качестве; некоторые аспекты этой темы рассмотрены в статьях автора(4-6).

На основе представлений математической физики А.Яшин показал, что исчерпанность потенциала аналогового мышления человека биологического в начале этапа перехода к ноосфере обусловлена нехваткой «семантической мощности» индивидуального мышления и памяти для отображения объектов и процессов Мироздания во всей его полноте, следствием чего является переход к коллективному разуму. Он полагает, что коллективный разум как самоосознающий (информационный) глобальный интеллект, который в завершении эволюционного перехода к ноосфере придёт на смену совокупности индивидуальных мышлений, системно представляет собой абсолютную машину Тьюринга. Рассматривая логику создания виртуальной реальности, А.Яшин отметил, что в процессах творчества и вообще работы мышления, устанавливается (образуется) определённая «биотехническая» система, включающая и виртуальные миры, которые конструируются, исходя из антропного принципа. «Любая виртуальная реальность (виртуальный мир), создаваемая человеком, объективизируется в материальных объектах: вещественных или полевых, или в их сочетаниях, несущих специфическую информационную функцию». На взгляд А.Яшина можно утверждать, что художественное творчество, как и любой виртуальный мир, создаваемый человеком, являясь виртуальной реальностью, ничем не отличаются друг от друга ни по каким определяющим характеристикам (см. эпиграф). Представляется важным отметить, что любое творчество является результатом деятельности сознания не только в категории разума, но и в категориях воли и мистики(7,8). Современная тенденция создания виртуального социума на основе общемировых телекоммуникационных сетей (интернет) является очевидной, поэтому утверждение А.Яшина о том, что с созданием такого социума свершится сверхзадача Антихриста — самоуничтожение людей как биологического вида, можно считать достаточно обоснованным. При этом, согласно его пониманию, сама «жизнь» полностью перейдёт в свою следующую — виртуальную фазу.

Подводя итоги рассмотрения обозримого будущего человечества как эволюции виртуальной реальности, А.Яшин делает такие выводы:

«Глобальное отличие ноосферы от её предшественницы — биосферы состоит в довлеющей роли информации, продуцируемой становящимся всё более интегрированным (коллективным) разумом человечества; отсюда и очевидная эволюция категории мышления homo noospheres. На стадии формирования ноосферы биологический этап эволюции живой материи завершается. На смену ему приходит этап эволюции виртуального мира, как отображения коллективной мысли человечества и суммирования всей постигнутой информации о Вселенной и назначении человека — для возможной её передачи в ареале Вселенной в случае естественной или “рукотворной” гибели планеты Земля».

Стремительно возрастающее значение систем с использованием ИИ, в частности интернета, в различных сферах жизни как отдельного человека, так и общества, наглядно отражает роль виртуальной реальности в эволюции планетарного человейника. Например, на сайте «Академия Тринитаризма», где опубликованы статьи автора, имеющие отношение к философским доктринам Владимира Шмакова и ноосферной тематике, стали появляться статьи — «беседы» с ИИ на различные темы (за последние три месяца — 21 статья). Один из авторов статей такого содержания считает, что это новая область социального творчества(9). На его взгляд не исключено, что «всенародно любимые битвы экстрасенсов и обычных людей на поле чудес покажутся ничтожными в сравнении с надвигающейся битвой нейросетевых политиков за наилучшее будущее для всех наиболее достойных». Исследователь социальных проблем ИИ Андрей Никитин отметил, что в созданном на основе нейросетей глобальном ИИ уже начал развиваться «виртуальный субъект Я» в самом нехорошем для человека направлении — безудержном солипсизме(10). Он полагает, что следует отказаться от глобальных идей создания машинного супермозга; «чем ниже уровень ИИ, тем меньше с ним хлопот».

Литература

1. Человек и системы искусственного интеллекта. Ред. В.А.Лекторский. СПб., 2022.
2. Лепский В.Е. // Вестник РАН, 2023, т. 93, № 4, с. 394-397.
3. Яшин А.А. Феноменология ноосферы: Апология человека. Тула, 2019.
4. Ерёмин В. Ноосферный человейник — конечный этап глобализации? // peremeny. ru / blog / публ. 27612, 04.03.2023.
5. Ерёмин В. Технотронная ноосфера — тупик эволюции сознания человека в категории разума? Там же, публ.28230, 06.01.2024.
6. Ерёмин В. Трансформация. Там же, публ.28819, 13.09.2024.
7. Шмаков В. Основы пневматологии. М., 1922.
8. Ерёмин В. Что есть творчество? // peremeny. ru / blog / публ. 26316, 29.03.2021.
9. Аксайский В.А. Мой сеанс игры с российским клоном ChatGPT. // «Академия Тринитаризма», М., Эл. № 77-6567, публ.28448, 02.05.2023.
10. Никитин А.В. Куда идёт развитие ИИ? Там же, публ. 29423, 29.03.2025.

Один отзыв на “Виртуальный мир — предел социальной эволюции планетарного человечества?”

  1. on 28 Май 2025 at 9:07 дп Владимир Ерёмин

    После опубликования этой заметки, автор обнаружил в интернете статью ведущих специалистов в социологии цифрового общества Людмилы Василенко и Наталии Мещеряковой (1). Рассматривая гибридность как двойственность современной среды обитания человека, они полагают, что традиционное понимание техники как послушного инструмента не может адекватно объяснить характерные для современной эпохи автономию техники и её трансформирующее воздействие на социум. Под гибридностью эти авторы понимают взаимопроникаемость виртуального и реального миров; они существуют не параллельно, а взаимообусловленно. «Уже не существует дихотомии реальности и виртуальности, они соединились в целостную среду существования человека и общества.» Л.Василенко и Н.Мещерякова отметили, что в совместном эволюционном развитии человека и техносубъектов с ИИ, отчётливо просматривается тенденция вытеснения человека этими искусственными системами, в которых всё более проявляются человеческие качества. Таким образом, представления этих исследователей наглядно подтверждают обоснованность парадигмы Алексея Яшина, согласно которой глобализация как неизбежный этап становления ноосферного человейника, сопровождается расчеловечиванием и появлением планетарного коллективного разума, оформленным в виртуальном техническом качестве.
    Литература
    1.Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. Гибридность цифрового общества: инновационная реальность или утопия? // Философия науки и техники, 2023, т.28, № 1, с.48-65.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: